Кто такой директор по маркетингу (CMO)? Заметка для тех, кто хочет им стать

Теория и практика бизнеса 0 6 февраля 2019, 21:16

В компании есть очень интересная должность с очень интересной зарплатой — CMO (Chief Marketing Officer). Одни считают, что CMO — это самозанятый менеджер опта, другие — сумасшедший маркетинговый оптимизатор. Но в реальности CMO — это директор по маркетингу.

Заметка будет полезна тем, кто хочет стать CMO, но не знает многих тонкостей этой относительно новой должности, а также тем, кто хочет подняться по карьерной лестнице и развивать свои навыки.

Чем занимается директор по маркетингу?

Это один из самых популярных вопросов от рядовых сотрудников. Директор по маркетингу должен знать все о продуктах, которые продает компания — начиная от процесса создания продукта и заканчивая его упаковкой. Только так, CMO может продвинуть продукт на рынке и обеспечить ему популярность.

Другие, не менее важные задачи директора по маркетингу:

  • Поддержка коммуникаций с продавцами;
  • Поддержка обратной связи с потребителями;
  • Аналитика потребителей и конкурентов;
  • Формирование маркетинговых стратегий или надстройка над всей рыночной деятельностью компании;
  • Создание узнаваемого бренда и поддержка репутации компании;
  • Выяснение потребностей клиентов;
  • Формирование ценовой политики;
  • Управление рекламным бюджетом;
  • Подготовка к выставке/конференции: планирование и реализация;

cmo-640x230

Где учатся директора по маркетингу?

Обратите внимание на факультеты социологии/управления, менеджмента/маркетинга, торгового дела/товароведения. Данные направления предлагают прямую специализацию по маркетингу.

Не рекомендуется поступать на факультет экономики и финансов, поскольку в нем нет упора менеджмент и работу с клиентами.

Стоимость обучения по регионам очень сильно разнится. Если в Московском государственном университете управления (ГУУ) обучение стоит 190 000 рублей в год, то в Казанском федеральном университете — всего 48 000 рублей в год.

IMG_9680-1 (1)

Если вы уже маркетолог, то есть отличная возможность повысить квалификацию посредством новых и современных курсов. Например пойти на факультет «Стратегический маркетинг». Вот только это обойдется минимум в 200 000 рублей за 2 года обучения — если регионы и 500 000 рублей — если Москва.

Стоит отметить, что теория и практика — это совершенно разные вещи. Маркетолог может выйти из ГУУ, понимая только теорию и без какой-либо практики по принятию важных решений. Такие менеджеры приносят больше вреда компании, нежели пользы. Вот по этой причине нужно в процессе обучения интегрировать теорию в практику.

Зарплата директора по маркетингу

Больше всего соискателей работы находятся в Москве. Не секрет, что зарплата в столице на 60-70% выше, чем в регионах.

4 (1)

Если зайти на портал rabota.ru и прописать “Директор по маркетингу” и выставить “Москва”, то можно упасть со стула. Компании предлагают зарплату в 150 000 рублей на полный рабочий день с графиком 5/2. В Санкт-Петербурге предлагают немного меньше — 100 000 рублей с аналогичными условиями работы.

Screenshot_1 (1)

Трудности при поиске эффективного директора по маркетингу

Более 50% компаний разочаровываются в нанятых CMO. Одни твердо верят, что директор по маркетингу в первый же день работы привлечет тысячи новых клиентов, будет эффективно управлять рекламным бюджетом и даже создаст новые маркетинговые каналы для сбыта товаров. Другие любят передавать обязанности линейных работников директору по маркетингу. Все дело в высокой зарплате. Многие генеральные директора хотят, чтобы CMO отрабатывал ее сполна и даже больше.

Вторая и, пожалуй, ключевая причина, почему сложно найти эффективного CMO – неспособность понять, кто подходит на эту должность.

Директор по маркетингу не должен быть мерчендайзером, заниматься брендингом, PR, исследовал новые рынки и создавал эффективные стратегии продвижения компании. Чаще всего та или иная компания теряет бюджеты и время, если нанимает на работу малоэффективного “мастера на все руки”.

Запомните, эффективный директор по маркетингу работает только в одном направлении!