Бизнес форум «Выгодное Дело»


Форум о бухгалтерском учете, налогах и сборах.



Ответить
 
Опции темы
29.05.2020, 17:27   #1
Ольга Кондратьева
Пользователь
 
Регистрация: 02.12.2016
Сообщений: 98
Благодарностей: 4
Вес репутации: 0

По умолчанию Найм самозанятых: оптимизация или минимизация налогов?

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», апрель 2020.
Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов.

Многие компании восторженно встретили введение этого режима, ведь в СМИ появилось множество статей о налоговой экономии в связи с применением труда самозанятых. Давайте разбираться, в чем тут дело.

Оптимизация или минимизация налогов?

Прежде всего, хотелось бы обратиться к основным понятиям: «оптимизация» и «минимизация» налогообложения. Многие считают, что это одно и то же. Но толковый словарь заставляет нас задуматься. Слово optimus переводится с латинского как «самый лучший, самый благоприятный, наиболее подходящий». А вот minimus – это наименьшее возможное количество чего-либо. Получается, что «оптимальный» и «минимальный» – это совсем не одно и то же. Видимо для большинства людей наиболее подходящий налог – это налог минимальный, поэтому он и является оптимальным, поэтому под налоговой оптимизацией большинство людей понимают исключительно схемы ухода от налогов, а это совсем не так. Применение таких схем может привести к уголовной ответственности.

Поэтому призывы переводить своих работников в статус самозанятых оставляем налоговым волшебникам, а сами анализируем законодательство и разбираемся в нюансах нового налогового режима.

Выгода

Выгода работы организаций и ИП с самозанятыми очевидна. Организации и ИП экономят на страховых взносах и не перечисляют в бюджет НДФЛ в качестве налогового агента, не сдают по этим лицам справок 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, суммы, перечисленные самозанятым, можно учесть в расходах. Кроме того, меньше работы и у кадровиков: по самозанятому не надо оформлять приказ о приеме на работу, трудовой контракт, карточку Т-2, заполнять трудовую книжку, вести табель учета рабочего времени, рассчитывать заработную плату, начислять отпускные и социальные пособия.

Риск № 1. Не со всеми самозанятыми можно работать

Для того чтобы работу с самозанятыми налоговый орган не переквалифицировал в трудовые отношения со всеми вытекающими из этого доначислениями налогов и взносов, необходимо обратить внимание на риски.

Законодатель сознательно ограничил перевод работников организации или ИП в статус самозанятых. То есть если у вашей организации были или есть трудовые договоры с работниками, работать с ними как с самозанятыми можно только по прошествии двух лет с момента прекращения таких трудовых отношений. Такая норма содержится в п. 8 ч. 2 ст.6 Закона № 422-ФЗ. Но желание сэкономить на налогах столь велико, что многие налогоплательщики, чтобы обойти требование о двухгодичном сроке, регистрируют новое юридическое лицо или ИП, с которым и начинают работать вновь зарегистрированные самозанятые, в то время как прежние трудовые отношения прекращаются. Этого делать не стоит, так как налоговому органу видна и взаимозависимость старого и нового юридического лица, и работа с одними и теми же физическими лицами, и это не останется без внимания. Можно заключить договоры с работниками «дружественной компании», которые зарегистрированы в качестве самозанятых. Но действовать нужно крайне осторожно, чтобы это не расценили как схему минимизации налогов. Необходимо следить за тем, чтобы у компаний не было общих учредителей, директоров, адресов, не «обменивалось» большое количество сотрудников. Как говорили древние греки: «мера превыше всего», не забываем об этой мудрости, прошедшей испытание временем.

Риск № 2. Самозанятый может потерять свой статус

При работе с самозанятым организации или ИП необходимо проверить статус налогоплательщика, так как и стать на учет, и сняться с учета в качестве самозанятого очень просто и быстро. За пару минут это можно сделать через мобильный телефон. Чтобы проверить статус самозанятого, можно запросить справку у самого самозанятого, приложение «Мой налог» позволяет сформировать такой документ. Плательщик налога может отправить эту справку по электронному адресу организации.
Также можно проверить регистрацию физлица в качестве плательщика НПД на сервисе сайта налоговой службы. Проверять статус самозанятого необходимо регулярно при перечислении ему денежных сумм, ведь он может его утратить по многим причинам: например, его доход превысит 2 400 000 руб. или ИП не прекратил использовать иной режим налогообложения. Со дня, когда самозанятый утратил свой статус, у организации возникают обязанности налогового агента по НДФЛ, а также нужно будет уплачивать страховые взносы при перечислении сумм физическому лицу.

Риск № 3. Отношения с самозанятыми могут быть приняты за трудовые

При работе с самозанятыми необходимо избегать схожести гражданско-правовых отношений с трудовыми. Так в гражданско-правовом договоре с самозанятым не должно фигурировать наименование должности, рабочее время и время отдыха, правила внутреннего распорядка, социальные гарантии, свойственные трудовым отношениям. Выплаты самозанятым не должны совпадать с выплатой заработной платы в организации и не должны носить такой же регулярный характер. Далеко не любые услуги организации может оказывать самозанятый.

Так, например, у организации нет штатной единицы юриста, но возникает разовая потребность в подготовке искового заявления и представления интересов компании в арбитражном суде. В данном случае вполне логично заключение договора на оказание юридических услуг с самозанятым юристом. Но заключение ГПХ с самозанятыми рабочими на заводе, которые трудятся в цеху с утра до вечера, будет выглядеть как схема минимизации налогов. Легче всего обосновать заключение договора гражданско-правового характера с дистанционными самозанятыми.

И здесь не важно, если в регионе их проживания и регистрации не введен НПД. Они могут зарегистрироваться в качестве самозанятых по месту осуществления деятельности, то есть по месту нахождения организации заказчика, которой они оказывают услуги.

Риск № 4. Договор с самозанятым – не трудовой договор

Договор с самозанятым - это договор на выполнение работ по договору подряда, возмездного оказания услуг, аренды и т.п. Обязательно надо указать в договоре статус «самозанятый», обязанность самозанятого выдавать или присылать чек (без него никуда). Для того чтобы самозанятый не снялся с учета без уведомления организации или ИП в течение времени действия договора, можно порекомендовать включить условие о праве организации или ИП взыскать сумму штрафа в размере 30 % от перечисленной самозанятому суммы.

Риск № 5. Без первичных документов не учесть расходы

Для того чтобы организации учесть в расходах по налогу на прибыль суммы, перечисленные самозанятому, у нее должны быть первичные документы. И тут недостаточно договора и акта. Если сделка исполняется сразу, то заключение договора в письменной форме не требуется, достаточно чека.

В случае оказания услуг регулярно в течение определенного промежутка времени тоже будет обязательным наличие чека, дополнительными документами будут выступать договор и акты. При этом онлайн-кассу самозанятому покупать не надо. Чек можно напечатать на бумаге или отправить в электронной форме по почте или по номеру телефона приложение «Мой налог» позволяет это сделать. Распечатывать чек организации заказчику не обязательно. И в бумажном и в электронном чеке есть уникальный идентификационный номер, по которому чек можно проверить. Поэтому и электронная и бумажная версия чека равнозначны и хранить его можно в любом виде. В чеке должны быть обязательные реквизиты согласно ч. 6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ. Основные реквизиты чека формирует программа, самозанятому необходимо указать наименование услуги, сумму и ИНН заказчика.
Формирование чека остается на совести самозанятого, но штрафы установлены статьей 129.13 НК РФ. Если нарушение выявлено в первый раз, штраф равен 20% от суммы расчета по чеку, если нарушение выявили повторно в течение шести месяцев, оштрафуют на 100%. Но основным мотивом для формирования чека будет не страх штрафов, а необходимость предоставления чека организации заказчику для учета в расходах суммы перечисленной самозанятому. Расчеты с самозанятыми можно производить в безналичном порядке, наличными и с использованием электронных средств платежа.

Риск № 6. Если ИП стал самозанятым, проверьте НДС

Если вы работали с ИП, и он стал самозанятым – перезаключать договор не обязательно, за исключением тех случаев, когда меняются существенные условия договора. Вопрос о переоформлении договора возникает в случае, если ИП применял ОСН и являлся плательщиком НДС и в связи с этим в договоре указана цена товара, работы, услуги с НДС.
Предприниматели, применяющие НПД не признаются плательщиками НДС за исключением ситуаций ввоза товара на территорию РФ. ФНС РФ в Письме от 20.02.2019 разъяснила, что если согласно договору стоимость реализации товаров (работ, услуг) включала в себя НДС, то рекомендовано оформить допсоглашение для изменения цены с указанием на то, что ИП теперь применяет НПД.
Необходимо учитывать, что страховые взносы организация заказчик не платит в любом случае, независимо от того, является ли ИП самозанятым или нет.

Риск № 7. Блокировка расчетного счета

Многие организации предпочитают работать с самозанятыми ИП, так как боятся блокировок по расчетному счету в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при перечислении на счет самозанятого физического лица. Однако следует признать, что риски блокировки счета не зависят от статуса вашего контрагента и его режима налогообложения. Всегда надо иметь возможность подтвердить документами и объяснить банку суть хозяйственной операции, а также не стоит переводить на счет самозанятого сразу предельную годовую сумму дохода.

Таким образом, участие самозанятых в оказании услуг и выполнении работ организациям и ИП является хорошим инструментом оптимизации налогообложения. Но чтобы оптимизация не стала минимизацией, необходимо помнить о том, что работа с такими лицами не должна носить массовый характер и учитывать те риски, о которых речь шла в этой статье.




29.05.2020, 17:27
Выгодное дело
Бизнес форум
По умолчанию Найм самозанятых: оптимизация или минимизация налогов?

Ответить

Социальные закладки


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Новый год для самозанятых Ольга Кондратьева Бухгалтерский учет и налогообложение 0 19.12.2019 10:22
На учет в ФНС встали всего 40 самозанятых граждан Manimal Бизнес новости 12 30.05.2017 00:05
Минимизация расходов на юридический адрес (НЕмассовой регистрации) ? Асхат Зиганшин Бизнес-форум для начинающих 5 06.05.2016 14:07
Легализация и поддержка самозанятых граждан Kotzebe Бизнес новости 11 05.03.2016 09:26


Опрос

Пригодилось ли Вам высшее образование?
Да, работаю по профессии - 17.16%
52 Голосов
Да, хоть работаю в другой сфере - 24.09%
73 Голосов
В результате открыл свой бизнес - 4.95%
15 Голосов
Изредка помогало - 14.85%
45 Голосов
Совершенно не пригодилось - 20.13%
61 Голосов
Учеба - потерянное время - 10.23%
31 Голосов
Другое - 8.58%
26 Голосов
Всего голосов: 303
Вы ещё не голосовали в этом опросе.
Популярные статьи
» 21.03.2019, 01:22
» 20.03.2019, 17:50
» 14.03.2019, 19:15
Яндекс.Метрика
Текущее время: 22:37. Часовой пояс GMT +4.